Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Возникн-е классич. политэконом. Экономич. взгляды Петти.

Классич. бурж. политэкон. возник. в пер-д зарожд-я и утвержд-я капиталист. способа произв-ва. В 16в. в Англ. феодальн. строй вступил в стадию разлож-я, в его недрах начин. развив-ся капиталист. отнош-я. С разв-ем мануфак-го капит-зма меркан-зм перестал играть ведущ. роль, нач-сь его разлож-е. Формиров-е рыночн. сис-мы поставило целый ряд ?-ов, на к-рые экономич. т-рия д.б. дать ответы и мерк-зм как экономич. т-рия с этими ?-ми уже не справл-ся. Недост-ки мерк-зма породили классич. эконом. школу (17в.). Ее основат. Петти. В 18в. она разв-сь Смитом, а в 1-ой четв. 19в. была завершена Рикардо. Основат. классич. школы во Фр. – Буагильбер. Ее полож-е разв-ли в своих работах физиократы (Кенэ, Тюрго), а завершил Сисмонди. Экономич. воззр-я П. формир-сь в усл-ях быстр. роста капитал-их отнош-ий в Англ. Разв-е этих отнош-ий стимулир-ло более быстрый рост торговли, денежн. обращ-я. П. сместил центр своих исслед-ий из сф. обращ-я в сф. произв-ва т.е. он понимал, что нельзя огранич-ся исследов. сф. обращ-я, и основой хоз-ва считал произв-во. Богат-во создает. в сф. материал. произв-ва (т.е. он считал богат-ом не колич-во денег, золота, серебра, а совок-ть благ, создаваем. нацией за определен. пер-д времени), а сф. обращ-я обеспечив. его распредел-е. Купцы не доставл. никакого пр-кта (критич. отнош-е). Это главн. отлич. его взглядов от меркан-их, но и соответ-но это главн. особен-ть классич. политэкон. Этот перенос из сф. обращ. в сф. произв-ва – огромн. заслуга П., но и еще преимущ-во, т.к. изуч-е произв-ва давало возмож-ти П. и его последов-ям более глубоко разбир-ся в случаях экономич. явлений. Главн. эконом. работа “Трактат о налогах и сборах” (1662). Цель этой книги опред-на самым назван.: найти способы, посред-ом к-рых можно было бы увелич. поступл-е в гос. казну. Эту работу П. можно считать самым главн. эконом. сочин-ем 17в., т.к. в ней он сформул-л трудов. т-рию стоим-ти. Именно он 1-ым в Евр. пришел к выводу, что источн. стоим-ти явл. труд. Самым важн. считал ?-ос о цене товара. Но он исслед-л не случайные, рыночн. цены, а среднюю (естествен.) цену. Если бушель хлеба обменив-ся на унцию серебра, то последн. явл. естествен. ценой бушеля хлеба. Хлеб и серебро равны друг др., т.к. на них затрачено одинаков. колич-во труда. Различие видов труда не имеет знач-я, стоим-ть товара определ-ся колич-ом труда, затрач-ым на произв-во товара, а велич. стоим-ти зависит от производит-ти труда. Хотя П. и сформ-л труд. т-рию стоим-ти, но он не всегда последов-но придерж-ся этой своей конц-ции. Это подтвержд. его знаменит. высказыв-е: “Труд – отец и активнейш. принцип богат-ва, земля – его мать”. Если бы П. был последоват. сторон-ком труд. т-рии стоим-ти, то звучала бы только 1-я часть фразы. Богат-во или стоим-ть создает. трудом, в проц-се к-рого этот товар производ-ся. Но раз есть продолж-е фразы, то получ-ся, что в созд-и стоим-ти участв. не только труд, но и еще природа – земля. Стоим-ть, создав-ую землей и трудом, он сводил к средн. дневн. пропит-ю чел-ка, что означ. определ-е ее з/платой. Исходя из труд. т-рии стоим-ти, П. разработал учен. о з/пл и ренте. З/пл определял как цену труда. Не зная катег-и рабоч. силы, он не смог понять сущн-ти з/пл. Труд, являясь источн. стоим-ти, сам не имеет стоим-ти и цены. Труд – это проц-с, его нельзя продать. Продает. рабоч. сила. П. определ-т з/пл min сред-в сущ-ия так, чтобы чел-к не умер от голода и холода. Считал, что если работ-кам платить больше, то они станут работать меньше. Делал вывод, что рабоч. в виде з/пл получ. лишь часть стоим-ти, к-рую он создает. 2-я часть стоим-ти явл. прибавочн. пр-ктом, к-рый присваив. собствен-к. В “Трактате” можно обнаруж. зачатки т-рии прибавочн. стоим-ти (прибыль), т.е. П. сформул-л основн. полож-я этой т-рии. Были намечены лишь отдельн. подходы к этой катег-и, т.к. на самом деле он не имел представл-я о природе прибавочн. стоим-ти, не понимал откуда она появл., каким образ. распредел-ся м-ду разн. класс. общ-ва. Фактич-ки он сводил прибыль к ренте, к-рая равна всему прибавочн. пр-кту. И чтобы показать откуда появл. земел. рента П. наметил деление стоим-ти товара, производим. трудом крест-на, на 3 части: 1-я часть стоим-ти, к-рая идет на возмещ-е затрачен. сред-в произв-ва (семена) для того, чтобы не останов-ся проц-с произв-ва; 2-я будет потрач. на пропит-е крест-на и его семьи (з/пл); 3-я часть – рента – часть пр-кта, к-рую крест-н вынужден будет отдать землевл-цу за польз-е землей. Определив ренту как чист. доход с земли, П. ставил ?-с о цене земли. По его мнен., стоим-ть (цена) земли представл. собой сумму определен. числа годичн. рент (капитализирован. ренту). Если цена земли равна сумме годичн. рент, следов-но, можно допустить, что число годичн. рент должно = -ся распростран-ой продолжит-ти совместн. жизни 3-х покол-ий (деда, отца и сына), т.е. 21 году. Колич-во годичн. рент, определ-их стоим-ть земли, может измен-ся. П. особо выдел %-т на ссудн. капитал, к-рый явл. доходом, производным от земельн. ренты, и назыв. его “денежн. рентой”. Он считал ренту всеобщ. формой прибавочн. стоим-ти, а %-т соответ-но выводил из ренты как вторичн. форму. В работах П. сказыв-сь сильн. влияние меркан-зма, поск-ку он выступил со своими работами в эпоху ПНК.

Другие материалы

Экономическое учение Ж.Б. Сея Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б.Сэй решил заняться самообразованием, особенно ...

Экономический подъем США конца 19 начала 20 веков Выдирая тему реферата, я долго не могла определиться, о чем писать, какая тема будет интереснее и решила остановиться именно на этой теме “ Экономический подъем США конца XIX начала XX веков”. Мое решение появилось не просто так. Я ду ...