Начин. с 14в. в эк-ке передов. стран Зап. Евр. феодальн. способ произв-ва вступ. в стадию разлож-я. Это выраж-ся в постепен. вытесн-и натур. хоз-ва товарно-денежн. отнош-ми. Товарн. обмен во все больш. степени становит. усл-ем хоз-ой жизни. Богат-во представл-ся уже не как совок-ть натур. благ, а в виде денег. Деньги станов-ся главн. предметом экономич. мысли поздн. средневек-я. Сила гос-ва начин. измер-ся непосред-но его денежн. рес-сами. Нормальн. течение и разв-е хоз-ой жизни производит-ей (крест-н, ремесл-ов) зависит от устойчив-ти денежн. обращ-я. Быстро развив-ся и приобрет. определен. политич. влияние ростовщич-ий и купеч-ий капитал, источник роста к-рых наход-ся в сф. обращ-я. На основе обобщ-я этих экономич. проц-сов в странах Евр. к нач. 15в. сложилось экономич. учение меркан-зма, к-рый харак-ся след. чертами: 1) деньги рассматр-ся как абсолютн. форма богат-ва; 2) предметом исслед-я выступ. почти исключ-но сф. обращ-я; 3) накопл-е богат-ва (в денежн. форме) происх. в форме прибыли от внешн. торговли или же в ходе добычи благородн. металлов. Мерк-зм был главн. направл-ем в разв-и экономич. мысли в 15 до серед. 18в. Эта школа представл. един-во идеологии, политики и практики (эк-ки). Это сис-ма идей, выражающ. интересы торгов. капитала эпохи ПНК. Выдел. сф. обращ-я как решающ. для накопл. капитала. Т.к. торгов. и ростовщ. кап-л прирастает имен. в сф. обращ-я. В своем разв-и мерк-зм прошел 2 стадии: 1) ранний мерк-зм, связан. с утвержд-ем монетарн. сис-мы (монетаризм) возник еще до велик. географич. открытий и был актуален до серед. 16в. На этом этапе торг. связи м-ду странами были развиты слабо. Для монетарн. сис-мы харак-на конц-я денежн. баланса, согл. к-рой задача накопл-я денежн. богат-в в стране решалась главн. образ. администрат-ми мерами, обеспечив-ми жесткую регламентац. денежн. обращ-я, внешн. торговли. Рассматр-я золото как абсолютн. форму богат-ва, монетар-ты искали пути притока его из-за границы и удерж-я внутри страны. Категор-ки запрещ-ся вывоз денег за пределы данн. гос-ва, строго контрол-сь деят-ть иностран. купцов, огранич-ся ввоз зарубежн. товаров, устанавл-сь высок. пошлины. Правит-во заним-сь порчей монеты, снижая ее цен-ть и вес в надежде заинтерес-ть иностран. купцов обменив. их деньги на туземные и покупать больше товаров. 2) Поздний мерк-зм (развитой), получивш. назв. мануфак-ой сис-мы охватыв. пер-д со 2-й полов. 16в. по 18в. На этом этапе торговые связи м-ду странами станов-ся развитыми и регуляр-ми. Как и монетар-ты, представ-ли мануфакт. сис-мы отождеств-ли богат-во наций с золотом и единствен. его источ-ком считали внешн. торговлю. Они были убеждены во всемогущ-ве денег. Для мануфак-ой сис-мы харак-на конц-я торг. баланса, согл. к-рой задача накопл-я реш-сь экономич. методами. Мерк-ты отказ-сь от запрещ-я вывоза золота за пределы страны, от жестк. регламен-и денежн. обращ-я. Основн. правило внешн. торговли – продавать как можно больше, а покупать меньше, т.е. надо обеспеч. превыш-е экспорта над импортом. В связи с этим провод-сь политика протекц-зма – защиты интересов национал. капитала - устанавл-ть: 1) высок. пошлины на ввоз готов. продукц. и вывоз сырья; 2) низк. пошлины на вывоз готов. продукц. и ввоз сырья; 3) многие др. огранич-я на вывоз денег. Особен. мерк-зма: мерк-ты заним. изучен. сф. обращ., произв-во их практич. не интересов. Произв-во это этап в проц-се обращ. денег; мерк-ты были первыми из экономистов кто последоват. выступ. за вмешат-во гос-ва в экон-ку. Поздн. мерк-ты, открыв один из важн. источн-в накопл-я кап-ла, правильно понимали экономич. задачи своей эпохи, т.к. время промышл-х переворотов еще не пришло. Приходил. ориентиров. на торговлю как на источн. капиталистич. прибыли. Наибольш. разв-я мерк-зм достиг в Англ. Раннюю его стадию представл. Стаффорд, автор книги “Критич-е излож-е нек-рых жалоб наших соотечествен-ков” (см. задачу накопл-я в раннем мерк-зме). Зрелый мерк-зм был представл. трудами Томаса Мена. В своих работах “Рассужд-е о торговле Англ. с Ост-Индией” (1621) и “Богат-во Англ. во внешн. торговле или баланс внешн. торговли как регулятор богат-ва” конц-ции монетар-ов автор противопостав. т-рию торг. баланса. В пониман. автора деньги важны именно как исходн. пункт кругооборота Д-Т-Д, осущ-го во внешн. торговле. Он считал вредной жестк. регламент-ю денежн. обращ-я, выступал за свободн. вывоз монет. Главн. заботой он считал обеспеч-е правила: “Продавать инстр-цам ежегодно на больш. сумму, чем мы покуп. у них”. Идеи мерк-зма получ. больш. распростран-е во Фр. в 16-17вв. Основополож. мерк-зма был Антуан Монретьен, автор знаменит. “Трактата полит. экон-и” (1615), к-рый дал назв. науке политэкономия – наука о национал. хоз-ве, гос-ом хоз-ве. Наибол. полезным сословием считал купцов, торговлю харак-л как главн. цель ремесел. Активн. вмешат-во гос-ва в эк-ку рассматр-сь в кач-ве важшейш. фактора накопл-я, укрепл-я и разв-я хоз-ва страны. Он советовал разв-ть мануф-ры, создавать ремеслен. школы, повышать кач-во изделий и расширять торговлю товарами национал. произв-ва, вытесняя с франц. р-ка иностр-цев. Его прогр-ма предусматр-ла расшир-е внешнеторгов. экспансии Фр. и отражала частично идеи монет-зма, а также конц-ю торг. баланса. Во Фр. гос. власть, чтобы обеспечить активн. торг. баланс, вынужд. была в теч-е 17в. разработ. целую сис-му протекцион-их мер. Поск-ку апогей гос. вмеш-ва в эк-ку пришелся на правл-е министра финансов Кольбера, то франц. мерк-зм вошел в истор. под назв. кольбертизма. Правит-во путем установл-я запретит-ых ввозных пошлин пыталось свести к min импорт промышл. товаров, и всячески поощряло разв-е отечествен. промышл-ти, как экспортной, так и замещ-ей импорт. К кон. 17 в. франц. мерк-зм оказ-ся в состоян. глубок. кризиса. В Италии мерк-зм представл. Серрой, автором “Краткого трактата” (1613). Он подверг критике монетаризм; ратовал за разв-е ремеслен. произв-ва, поощрение трудолюбия и изобрет-ия насел-я, разв-е торговли, провед-е благоприятн. эконом. политики правит-ва. Мерк-зм не дал существен. практич-их резул-ов в силу отстал-ти социал.-эконом. разв-я Италии. В Испании разв-е мерк-зма задерж-сь на стадии монет-зма. В Германии вплоть до 1-ых 10-летий 19в. сущ-л мерк-зм.
Другие материалы
Цены и ценообразование на продукцию и услуги В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существ ...
Прикладные проблемы формирования инновационной экономики России В конце XX в. человечество в своем развитии вступило в стадию создания постиндустриальной экономики, главную роль в которой играют информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные технологии и основанные на ...