Наиболее часто офшорные фирмы создаются для оптимизации налоговой нагрузки. Причем если минимизация налогов с помощью открытия фирм-однодневок является нарушением закона, то использование офшорных фирм позволяет компаниям снижать налоговое бремя на абсолютно законных основаниях. Например, российский предприниматель открывает офшорную фирму, а затем вместе с ней создает совместное предприятие. В качестве вклада в уставный капитал офшорная фирма ввозит в Россию оборудование, которое по российскому законодательству не облагается НДС и освобождается от таможенных пошлин1, а также в отношении которого применяются налоговые льготы на территории офшорной юрисдикции.
Оптимизацией налоговых платежей с помощью офшоров занимаются не только российские фирмы, но и многие известные западные компании, такие как BMW или General Motors. В настоящее время компании Stanley Works и PricewaterhouseCoopers, чтобы не платить высокие налоги в США, собираются перевести свои центральные офисы на Багамские острова2.
Часто для налогового планирования используется так называемое "трансфертное ценообразование" (transfer pricing) с участием офшорных фирм. В этом случае основная производственная компания базируется в стране с высоким уровнем налогообложения и продает свою продукцию по заниженной цене офшорной фирме, которая перепродает ее конечным покупателям по реальной цене. Таким образом, вся прибыль аккумулируется в офшорной зоне и облагается налогом по минимальной ставке.
Историческая справка
История использования предпринимателями территорий с льготным налогообложением берет свое начало много веков назад в Древней Греции. Когда в Афинах был введен двухпроцентный налог на экспорт и импорт, греческие и финикийские купцы начали продавать свои товары на соседних островах, где не было никаких налогов. Аналогичные примеры есть и в истории Средневековья. Так, в Европе XV века английские купцы предпочитали продавать шерсть не у себя на родине, где налоги были достаточно высоки, а во Фландрии, где их практически не было. Американские колонисты в XVIII веке, чтобы избежать импортного налога, установленного Англией для своих североамериканских колоний, минимизировали налогообложение, направляя свои торговые потоки через Латинскую Америку.
Термин "офшор" (от англ. off shore - вне берега) впервые был использован в одной из американских газет в конце 50-х годов XX века для обозначения финансовой организации, избежавшей государственного контроля путем перемещения деятельности за пределы досягаемости налоговых органов. Сейчас этот термин применяется в более широком смысле - как для обозначения компании, которая использует другие государства при планировании своей налоговой и инвестиционной деятельности, так и для обозначения государств или территорий, предоставляющих специальные налоговые и организационные льготы иностранным компаниям.
Российские компании начали использовать офшоры в 1991 году, когда в Москве открылся офис швейцарской фирмы Riggs Walmet Group, оказывающей услуги по открытию и сопровождению компаний в безналоговых юрисдикциях. В то время для открытия одной офшорной фирмы требовалось около 5 тыс. долл. США. С тех пор ситуация изменилась: объявление об оказании услуг по открытию таких фирм можно увидеть во многих газетах и журналах, а цены на открытие и обслуживание офшорных компаний значительно снизились. Сегодня приобрести такую фирму можно за 500 долл. США. Перейти на страницу: 1 2
Другие материалы
Возможные пути совершенствования системы территориального управления России Во всем мире задачи повышения эффективности государственного управления приобретают все большую значимость. Однако универсальных моделей, оптимальных для использования всеми странами, не существует, каждое государство должно вырабатывать ...
Стратегия в компании Профессор McGill University (Канада) и INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он вы ...