Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Цены должны привлекать инвесторов

Нами были проведены расчеты цен на электроэнергию для двух вариантов: 1) самофинансирование регулируемой монополии; 2) для четырех типов электростанций - атомных; конденсационных (КЭС) электростанций на угле, газе; гидроэлектростанций, строящихся в условиях конкурентного рынка. В первом случае цены определены из условий компенсации всех затрат регулируемой энергокомпании (включая строительство новых электростанций, во втором -минимально необходимых для того, чтобы частный инвестор решился вложить капитал в сооружение электростанции.

Опустив сами расчеты из-за объемов журнальной статьи, перейдем к выводу. Как показали результаты наших расчетов, требующаяся в условиях рынка цена даже для наиболее эффективных КЭС на газе с парогазовой установкой (ПГУ) на 1,55 цента за 1 кВт.ч превышает средний отраслевой тариф. Для АЭС и КЭС на угле, которые должны будут строиться ввиду необходимости уменьшить потребление природного газа, это превышение составляет 2,67 и 3,19 цента за 1 кВт.ч. Что же касается ГЭС, то они будут явно неэффективны.

Таким образом, при переходе к конкурентному рынку цены, требующиеся для сооружения новых АЭС и КЭС на угле в европейской части России, будут на 2,5-3,0 цента за 1 кВт.ч., или почти в 2 раза выше, чем при сохранении регулируемой монополии с самофинансированием.

Приведенные оценки подтверждает опыт стран Запада, совершивших переход к рынку в электроэнергетике. Так, в Англии, США и других странах после перехода к рынку практически прекратилось строительство ГЭС, АЭС и КЭС на угле. В лучшем случае достраивались начатые и строились новые электростанции с парогазовыми установками на природном газе. В Польше уровень цен, необходимых для сооружения КЭС на угле, определен в 7 центов за 1 кВт.ч.

В Англии в 1995-1999 гг. тариф для промышленных потребителей (наиболее близкий к уровню цен на оптовом рынке) превышал 7 центов за 1 кВт.ч (для бытовых потребителей - 11 центов за 1 кВт.ч).

Следует заметить, что в странах Запада были во многом иные условия: высокие цены (5-7 центов за 1 кВт-ч), при которых было эффективно строительство электростанций на газе с ПГУ независимыми производителями электроэнергии; очень низкие темпы роста электропотребления, излишне большие резервы генерирующих мощностей (до 30-40%), при которых в течение многих лет мог не потребоваться ввод новых мощностей.

При переходе в электроэнергетике России к конкурентному рынку можно ожидать следующую ситуацию. При введении рынка (примерно в 2004 г.) цена на оптовом рынке, если оправдаются прогнозы, сначала несколько возрастет, а затем снизится по сравнению с ценами самофинансирования.

Однако такой уровень цен будет явно недостаточен для привлечения частных инвесторов, и строительство новых электростанций прекратится. Через некоторое время (например, в 2008 г.) возникнет дефицит электроэнергии, что приведет к неуправляемому повышению цен. При достижении определенного уровня цен, достаточно высокого, чтобы сделать инвестиции привлекательными, строительство новых электростанций возобновится, этот уровень будет зависеть от вида электростанций, строительство которых будет возможно.

Однако это потребует длительного времени, в течение которого кризис (дефицит) будет продолжаться, а цены могут быть очень высокими. После ввода новых электростанций цены снизятся, строительство опять прекратится, и начнется новый кризисный цикл.

Подобную цикличность можно считать «нормальной» для свободного рынка, однако самое главное состоит в том, что уровень цен, при котором строительство электростанций привлекательно для частного инвестора, будет гораздо выше, чем уровень тарифов при таком же строительстве в условиях регулируемой монополии и самофинансирования.

Следствием «рыночного» повышения цен в России будут:

излишние затраты у потребителей энергии - населения и всех отраслей экономики, кроме электроэнергетики;

сверхприбыли владельцев действующих электростанций, которым не нужно возвращать ни капиталовложения, ни, тем более, процент на них.

Концепция реструктуризации, предложенная РАО «ЕЭС России», представляет собой попытку естественного монополиста уйти от государственного регулирования. При этом монопольный характер электроэнергетики сохраняется и при переходе к конкурентному рынку, потребители остаются привязанными к электрическим сетям и не могут получать электроэнергию каким-то иным путем, за исключением, возможно, отдельных потребителей, которые смогут построить свои собственные электростанции или электроустановки.

Самостоятельные же электрогенерирующие компании, выделившиеся из РАО, получат свободу выбора в части строительства новых электростанций. Все они заинтересованы в повышении цен на электроэнергию, которое по законам рынка происходит при ее дефиците. Поэтому, даже не сговариваясь, они не будут строить новые электростанции, пока цены не возрастут до уровня, обеспечивающего им получение сверхприбыли. Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Управление холдингом в направлении от масштабности к эффективности В настоящее время в связи с повышением конкурентности многих российских рынков для торгово-промышленных холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью входящих в него предприятий. На основе нашего опыта можно сказать, ...

Кризисы в плановой и постплановой экономике Для всякого, кто хочет утверждать истину ... является необходимостью и даже долгом упражнять себя в искусстве выражать вещи ясно и недвусмысленно Карл Поппер (1937) Экономист - это человек, который говорит очевидные вещи на непонятно ...