Во-первых, большая часть крупных комбинатов расположена в центре России, то есть до портов - тысячи километров. А иностранцы давно строят комбинаты возле портов. И с этой диспропорцией придется мириться: во времена СССР комбинаты строились в расчете на внутренний спрос, возле огромных строек и военных заводов.
Во-вторых, наши комбинаты за редким исключением очень старые, например, Кузнецкий меткомбинат. Более половины выплавляемой на нем стали производится в мартеновских печах.
По указанным причинам при прочих равных мы проигрываем в себестоимости. Это повлечет сокращение российского экспорта. Действительно, ведь дефицит металла международным рынкам не грозит: текущие поставки распределены по всему миру и могут быть восполнены за счет выведения местных производств на полную мощность. Сохранить конкурентоспособность сталелитейные компании смогут лишь в результате контроля над основными статьями издержек.
Группа «ЕвразХолдинг» для решения данной задачи приобрела достаточно крупные пакеты акций компании «Куз-нецкуголь», шахты «Распадская» и некоторых других. Тем самым практически не только «закрыла» свою потребность в коксе и углях для его производства, но и нормализовала закупочную политику. Примерно так же обстоит дело и с железорудным сырьем. Покупка 21 % акций ОАО «Иркутскэнерго» позволяет «Русскому алюминию» влиять на цену электроэнергии, реализуемой Братской ГЭС БрАЗу.
В холдинг «Северсталь» помимо одноименного металлургического комбината входят сырьевые компании ОАО «Карельский окатыш» и Оленегорский ГОК, а также Череповецкий сталепрокатный завод (ЧСПЗ), транспортная компания «Северстальтранс», несколько страховых компаний, Меткомбанк, Коломенский машиностроительный завод и автомобильный завод УАЗ.
Анализ состояния экспорта позволяет сделать следующие основные выводы.
В условиях тотальных неплатежей экспорт, безусловно, был гарантией финансовой состоятельности. Однако даже в среднесрочной перспективе ориентация только на международные рынки становится существенным фактором риска. Примером тому - нефтяная отрасль. Наиболее удачным для российского экспорта за все десятилетие реформ был 2000 г. Объем его вырос по сравнению с 1999 г. на 43,1% и впервые превысил 100 млрд дол. Основой нашего благополучия стал рост мировых цен на сырьевые товары, и прежде всего на нефть. Стоимостной объем российского экспорта продукции топливно-энергетического комплекса за счет увеличения цен возрос по сравнению с 1999 г. на 71% и лишь на 5% - за счет роста его физического объема.
В структуре экспорта остается и, по-видимому, еще долгое время будет сохраняться высокая доля сырья и топливно-энергетических ресурсов при более низкой доле перерабатывающих отраслей. По прогнозу на 2005 г. добыча газа вырастет на 11,6% по отношению к 1998 г., а доля его экспорта составит 32,8%. Соответственно добыча нефти, включая газовый конденсат, вырастет на 5,6%, а доля ее экспорта составит 41,4%; угля - на 17,6%, при экспорте 7,7%; производство автомобильного бензина - на 41,3%, при экспорте 21%; дизельного топлива - на 32,5%, при экспорте 45,1% и т. д. Перейти на страницу: 1 2 3 4
Другие материалы
Оценка имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал Внесение активов в качестве вклада в уставный капитал является одним из способов их поступления на вновь созданные организации, а также в том случае, когда организация увеличивает свой капитал. В том случае, если активы вносятся в счет ...
Экономическое чудо в Германии Старшему поколению Бывшей Западной Германии есть чем гордиться. Это именно его трудом и потом поверженная и разрушенная страна за сравнительно короткий срок сумела после войны подняться на ноги и превратиться в одну из самых благополу ...