Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Конкуренция или монополия?

А таких коммерческих структур много. На небо Сибири претендуют сегодня сразу шесть авиакомпаний. Первая и главная из них - это, конечно, толмачевская «Сибирь» -правофланговый российской гражданской авиации, что, безусловно, вселяет гордость в каждого патриота своих зауральских просторов.

«Аэрофлот» - этот российский монстр и законодатель перевозок с достаточным парком новых машин и высоким качеством бортового сервиса представлен в Новосибирске только направлениями на Москву и Хошимин.

«Трансаэро» - некогда вторая после «Аэрофлота» компания, исчерпав льготный лимит по налогообложению, после 1998 г. «ушла» на внешний рынок чартерных перевозок. И здесь по оснащению и модернизации самолетов могла бы составить конкуренцию «Сибири». Но пока что только теоретически.

«Пулково» - одна из немногих авиакомпаний, сохранившая большую часть стандартных льгот для участников ВОВ, инвалидов, сирот, молодежи и пенсионеров за счет государственной собственности. Вторая в России компания по объему перевозок, но в Новосибирске осуществляет лишь три рейса - в Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский и Хабаровск.

«Красноярские авиалинии» («КрасЭйр») пользуется мощнейшей финансовой поддержкой краевой администрации. Эта авиакомпания имеет новый самолетный парк, разработала проект «Северный воздушный мост», направленный на освоение кросс-полярных трасс, по которым будут осуществляться перелеты из Северной Америки через Северный полюс в Южную и Юго-Восточную Азию над территорией России. А это уже очень серьезная заявка на то, что аэропорт «Красноярск» станет транснациональным транспортным узлом. И его модернизация в этом направлении уже началась.

«Тюменьавиатранс» представляет собой объединенный блок авиакомпаний «Когалымавиа», «Ямал» и «Тюменские авиалинии». Предполагается возможность бартерной оплаты полетов нефтяников авиационным керосином по супернизким ценам.

«Внуковские авиалинии» - это московская авиакомпания со своим собственным аэропортом в Москве. В начале 1998 г. она участвовала в ценовой «битве за Москву», когда при себестоимости места 560 руб. билеты продавались по 450 руб. Компания успешно обанкротилась и продала свои акции «Сибири», предоставив в награду базовую точку в Москве - аэропорт «Внуково»*.

Это главные конкуренты на сибирском рынке авиаперевозок. Но даже если все 40 авиакомпаний, пролетающих через Новосибирск, начнут конкурировать на «своих» направлениях и получат поддержку местных аэропортов, то они рискуют увидеть «спину» и «непонимание» в лице администрации аэропорта «Толмачево». Что, думаю, будет вполне естественно. А это «непонимание» очень некстати, потому что все компании целиком и полностью зависят от наземного сервиса, разрешений взлета и посадки, а также коммерческого обслуживания пассажиров в порту. И можно не сомневаться, кому отдаст предпочтение новосибирский аэропорт, если авиакомпания «Сибирь» обслуживает 47% пассажиропотока аэропорта «Толмачево», если аэропорт прощает «своей» компании долги в полтора десятка миллиона рублей, а для закрытия «чужой» компании достаточно и миллиона рублей долга.

Бесспорно, компании, не имеющие серьезных конкурентов, как правило, занимают жесткую позицию по отношению к партнерам и не склонны к уступкам и компромиссам в плане ценообразования. А в Новосибирске ситуация конкурентного рынка, в полном смысле этого слова, даже теоретически невозможна. Для того чтобы открыть новый рейс или внедрить новую авиакомпанию на региональный рынок, существует единая, установленная Минтрансом России схема. Перевозчик, желающий работать на новосибирском рынке, должен послать заявление в Минтранс РФ, откуда заявление попадает в Государственную службу гражданской авиации (ГСГА), которая, в свою очередь, посылает запрос обратно в регион - местной базовой региональной авиакомпании - о ее согласии на присутствие нового перевозчика (нового конкурента) на рынке. Как говорится, - сказка про белого бычка.

В общем-то конкуренция - это ситуация, в которой перевозчик зависит от пассажира, а при монополии - все наоборот. Так вот, рынок свободной конкуренции, где борьба за качество и цены дает преимущества потребителю, Новосибирску, как говорится, пока что не светит.

Другие материалы

Особенности развития народного хозяйства России на современном этапе Процесс интеграции промышленного и банковского капитала стал заметным явлени­ем уже в начале нынешнего века. Исходно пре­обладающими формами интеграции были кон­церны и семейные группы. Поиск эффектив­ных форм организации межфирменных отно ...

Экономический анализ предприятий (применение АСУП) Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом ...