Внедрение внутрифирменных стандартов является процессом, требующим определенных затрат. Поэтому решение о начале реорганизации системы управления следует принимать после тщательной оценки целесообразности.
Общим объективным критерием того, что Компании следует кардинально изменить свою систему управления, является увеличение численности сотрудников, которая косвенно отражает объем оборота. Как правило, критической массой управления является численность Компании в 50 человек. Именно при такой численности стихийная система управления малым предприятием, когда руководство Компании контролирует все области деятельности лично, не делегируя полномочий, перестает быть эффективной. При превышении численности персонала в 80-100 человек недостатки стихийного менеджмента становятся ярко выраженными, но затраты на переход к регулярному менеджменту возрастают в несколько раз.
Другим критерием необходимости изменения системы управления является сложность и многоступенчатость ключевых бизнес-процессов, выполняемых в Компании. Сложность бизнес-процесса определяется количеством промежуточных этапов (процедур ) по работе с одним продуктом: например, при продаже продуктов питания от закупки оптовых партий у производителей, до продажи конечному потребителю, включая складское хранение, транспортировку, определение цены продажи и т.п. Для эффективного управления и контроля качества выполнения типовых бизнес-процессов они должны содержать не более 9 процедур. Как правило, невозможность представить типовые процессы удовлетворяющими перечисленным ограничениям указывает на неэффективность существующей системы управления или организационной структуры.
Запутанность бизнес-процессов приводит к тому, что на управление тратится существенно больше ресурсов, чем это необходимо (в том числе временных, финансовых и кадровых). Что делает невозможным оперативное реагирование на изменения рыночной ситуации.
Рис. 2 Условия внедрения регулярного менеджмента
Еще одним критерием является уровень стандартизации самих бизнес-процессов, которая выражается в наличии повторяющихся деловых операций. Высокая стандартизация характерна для тех случаев, когда деловые операции постоянно повторяются и можно говорить о введении стандартов их выполнения. Например, заключение типового договора на поставку, оформление таможенных документов, транспортировка, продажа. Низкая стандартизация характеризуется тем, что каждый следующий контракт значимо отличается от предыдущего по своему содержанию: сегодня купили и продали вагон сахара, завтра контейнер утюгов и т.п. Естественно, что ведение регулярного менеджмента в компании, занимающейся преимущественно нестандартными проектами - слишком дорогостоящая вещь.
В любой Компании существуют основные бизнес-процессы, которые могут быть оптимизированы и регламентированы, что потенциально увеличивает эффективность их выполнения без участия руководства в организации рутинных процедур.
Таким образом, реорганизацию системы управления в первую очередь целесообразно проводить в Компаниях, бурный рост которых предъявляет требования к новому качеству менеджмента, общая численность сотрудников превысила 50 человек, стабильный бизнес имеет циклически повторяющиеся однотипные бизнес-процессы и руководство Компании неудовлетворено эффективностью функционирования и общими результатами работы Компании.
Другие материалы
Экономика Дальнего Востока Дальний Восток является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества. Од ...
Типовой алгоритм составления бюджета Знание алгоритма составления бюджета позволит вам понять последовательность и источники информации на каждом шаге процесса, а также учесть "могучие властительные связи", которые руководят вашим бизнесом. Теперь не они, а вы будет ...