Для большинства успешных российских компаний характерно отставание системы управления от объема бизнеса. Такое отставание связано со стихийным становлением системы управления и организационной структуры. Наиболее характерным примером является нечеткость в разделении ответственности между сотрудниками, когда без специального анализа системы управления невозможно понять по чьей вине падает объем продаж или размер прибыли. Менеджеры по продажам обвиняют начальника склада, который не поддерживает ассортимент товаров. Завскладом - логистика, логистик - коммерческого директора: "Нет заказа". Коммерческий директор - менеджеров по продажам: "Нет заявок".
Хаотично сложившаяся и меняющаяся без правил, система управления, является тормозом развития Компании, снижает конкурентные преимущества и уменьшает адаптивность к постоянно меняющимся условиям на рынке. Неэффективность системы управления на практике проявляется в возрастающем числе конфликтов, как во вне с партнерами, так и внутри между подразделениями и сотрудниками, срыве сроков выполнения работ и снижении качества товаров или услуг. Потере клиентов или снижении темпов развития. Все проблемы выносятся на высшее руководство компании, которое физически не имеет возможности эффективно контролировать все процессы, происходящие на предприятии. В результате стратегические решения (основная функция высшего руководства) принимаются в условиях дефицита времени, без предварительной проработки и оценки предполагаемой рентабельности.
Многие руководители, столкнувшись с затруднениями в развитии компании, начинают принимать экстренные меры по "латанию дыр". Например, вводят должность коммерческого директора или создают отдел маркетинга, но при этом не определяют четко круг задач, выполняемых новыми сотрудниками, что еще более запутывает систему управления и снижает конкурентные преимущества.
Рис. 1 Сравнение эффективности стихийного и регулярного менеджмента для компаний различного размера
Наиболее успешные российские компании, т.е. те которым удалось преодолеть "кризис роста" переходят к регулярному менеджменту, начиная с анализа имеющейся системы управления, проводя ее целенаправленную реорганизацию и обеспечивая в последующем постоянный контроль за адекватностью состояния системы управления внешним и внутренним условиям. Результатом реорганизации системы управления является внедрение единых стандартов деятельности для всех сотрудников. Когда каждый сотрудник и тем более менеджер знает область ответственности свою и коллег, распределение задач или функций, критерии оценки качества выполнения каждой задачи.
Особую роль при внедрении внутрифирменных стандартов деятельности играет документационное обеспечение управления (ДОУ), то есть фиксация постоянных правил работы и разовых управляющих воздействий в различных управленческих документах. Строгий подход к проработке ДОУ позволяет существенно упорядочить как процесс принятия важных решений, так и контроль за их своевременным и качественным выполнением.
Как показывает практика без тщательной проработки принципов ДОУ очень сложно, а в большинстве случаев невозможно внедрить в Компании электронный документооборот, который бы позволил существенно повысить эффективность управления. Автоматизация неорганизованного документооборота реально позволяет только увеличить объем документированной информации, а проблемы поиска нужных данных, решение проблем непротиворечивости документов и получения нужной для принятия решений информации остаются и даже усугубляются.
Другие материалы
Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века Особое внимание, которое привлекает к себе история России первых десятилетий ХХ века, вполне оправдано: это был драматический период, ставший поворотным пунктом в истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа. Ис ...
Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО “Калининград” Развитие масштабного характера индустрии туристических услуг спровоцировало появление концепции эффективности организации ГТК. Эффективность организации гостинично-туристического комплекса (ГТК) в общем виде определяю как отношение ...