С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования.
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Объем сельскохозяйствования производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг.
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформы. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи хозяйственного кризиса в стране.
В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе “Партнерство во имя мира”. Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные не ее интеграцию в мировую экономику. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.
В жизнь каждого из нас вошла свобода, причем не только в виде личной ответственности за собственное благополучие, за устройство своей жизни по своему выбору в соответствии со своими материальными, умственными и физическими возможностями. Страна стала гораздо более открытой: каждый может оставаться в ней и оставить ее. Нет таких сфер труда и услуг, где нельзя было бы попробовать свои силы и проявить свои способности. Однако наши граждане, воспитанные десятилетиями государственной опеки, привыкли оценивать свою жизнь не тем, что они могут совершить или чего могут достичь, а тем, что они уже имеют. Это не всегда понимают политики, верящие в то, что даруемая гражданам свободу действий, предпринимательства вполне уравновешивает отнятые у них государственные гарантии труда и отдыха, бесплатного образования и медицинского обслуживания. Однако никому не позволено пренебрегать убеждениями россиян, считающих, что синица в руках лучше журавля в небе! Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан Современный этап развития общества обусловил радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ - преобразить социально-трудовую сферу. Совершилась подлинная революция в занятости, а вмес ...
Прикладные проблемы формирования инновационной экономики России В конце XX в. человечество в своем развитии вступило в стадию создания постиндустриальной экономики, главную роль в которой играют информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные технологии и основанные на ...