Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Переход на упрощенную систему налогообложения

Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Главой 26.2 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок перехода на УСН. Пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель, переходящий на УСН, должен подать в налоговый орган заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик переходит на УСН, а сам переход возможен только с 1 января следующего года. Следует отметить, что обязанность указывать в заявлении размер доходов за 9 месяцев текущего года, установлена только для организаций. Для предпринимателей никаких требований к содержанию заявления о переходе на УСН не установлено, поскольку ограничение по доходам для перехода на УСН установлено только в отношении организаций (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ).

Если предприниматель не подал заявление о переходе в указанные сроки, то в течение года он не сможет это сделать. Заявление о переходе на УСН подается индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту жительства.

По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений, налоговый орган в месячный срок со дня их поступления (пункт 8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Федеральной архивной службы Российской Федерации от 27 ноября 2000 года №68 «Об утверждении «Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти») в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

Приказом МНС Российской Федерации от 19 сентября 2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения. Помимо Заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения формы №26.2-1, которое подается налогоплательщиком в налоговый орган, утверждены также формы №26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» и №26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения».

В случае неполучения уведомления о возможности либо невозможности применения УСН по истечении месячного срока со дня подачи в установленные статьей 346.13 НК РФ сроки соответствующего заявления, предприниматель вправе применять УСН, если им соблюдены все ограничения, установленные в статье 346.12 НК РФ. Поскольку НК РФ предусматривает уведомительный порядок перехода налогоплательщиков на УСН, получив уведомление об отказе в применении УСН, предприниматель может все равно перейти на нее. Однако по причине несогласия с этим налогового органа, предпринимателю надо будет отстаивать в судебном порядке правомерность перехода на УСН. Уведомительный характер перехода на УСН подтверждается и судебными решениями: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июня 2003 года по делу №А21-1724/03-С1.

Изменениями, внесенными абзацами вторым-третьим пункта 3 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года снимается серьезное неустранимое противоречие для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

До 2006 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе были подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (пункт 2 статьи 346.13 НК РФ). В этом случае индивидуальные предприниматели вправе были применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Это правило НК РФ налоговые органы всегда трактовали следующим образом. Если заявление о переходе на упрощенную систему подано после заявления о постановке на налоговый учет, то в текущем году упрощенную систему применять уже нельзя, опоздавшим налогоплательщикам придется дожидаться следующего года. Такой подход ФАС Центрального округа в Постановлении от 5 августа 2004 года по делу №А36-98/10-04 признал незаконным. По мнению суда, подача заявления о переходе на УСН одновременно с документами, необходимыми для постановки на налоговый учет, - это право, а не обязанность. Поэтому налогоплательщик может своим правом и не воспользоваться и подать заявление позже. В решении прямо указано, что факт подачи заявления о применении упрощенной системы позже документов о регистрации не является «безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования плательщика в переводе его на специальный режим налогообложения». Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс Для страхования коммерческих рисков участники инвестиционного процесса создают собственные фонды или прибегают к услугам страховых компаний. Защита же от некоммерческих рисков, носящих массовый, «фоновый» характер и вызванных особенностями ...

Экстенсивный путь экономического роста Экстенсивный путь экономического роста - это исторически первоначальный путь рас-ширенного воспроизводства. И естественно вследствии свое ...